Режим работы
пн-пт: 10:00-21:00; сб-вс: 08:00-23:00
+7 (916) 601-15-46
 
Детская школа

Принципы обучения сноукайтингу

26.12.2012. Москва. Строгино. "Экспериментировать нельзя учиться",  или о правилах пунктуации в
зимнем кайтинге.  
Дмитрий Романов.

- Ручки все время смотрят в стороны...
- Не крути плечами...
- Это не руль в машине, движения рук только от себя и к себе...
- Вертикальная восьмерка, вертикальная я сказал...
- Ты зачем его опять в центр ветрового окна загоняешь?

Так начинается мое второе в жизни общение с зимним кайтом. Инструктор
Виктор очень сдержан и спокоен, чувствуется длительный опыт обучения
чайников. В руках у меня малюсенький 3-х метровый ручечный парафойл для
обучения. Дует 4 - 6 метра в секунду, температура минус 15 градусов.
Строгино, ледяная поверхность поймы изредка напоминает о себе гулким
треском ломающегося в глубине льда. Еще светло. Первое двухчасовое
занятие зимним кайтом с профессионалом.

- Ну, хорошо, основы пилотирования ты освоил. Для первого раза неплохо...

Конечно, неплохо, не зря же я в прошлом году зимой все локти себе отбил
в Дубне на Московском море на еще бОльшем ручечнике. Даже поехать
умудрился. Кривенько, но поехать.

- В следующий раз будем учиться на планке.

...

В руках 7-ми метровый планочный боевой парафойл. Лыж пока нет,
управляю пешком. Трапеция за спиной привязана к небольшому ледобуру,
засевшему в глубине льда, на всякий случай, ну, чтобы я никуда не
улетел. Виктор придерживает меня сзади за петлю на трапеции и кричит
команды в ухо. Только вот как-то медленно до спинного мозга пока
доходит, что нужно делать в каждой конкретной ситуации. Команду
слышу, нутром понимаю, что стропу надо отпустить, а в результате кайт
врезается в лед. Ну какие тут оправдания? Медленно соображаю?
Неправда. Это нужно просто пережить на себе, прочувствовать
"кончиками пальцев". Ошибка - анализ - вывод - правильная реакция в
аналогичной ситуации.

"Бдымс"- это я прилетел с полуметровой высоты на лед правым боком
после переведения кайта через центр ветрового окна снизу вверх на
другой галс.
"Вжжжжшиииих" - уже лежа на пузе опять так же меняю галс через центр.
"Бабах" - это передняя кромка кайта в очередной раз жалуется льду на
непроходимую тупость пилота.

Виктор забирает из моих рук кайт, медленно и поочередно перечисляет
все допущенные ошибки, объясняет и показывает, как надо делать
правильно.

Честно говоря, именно на второй день появился легкий страх. И
понимание. Понимание того, что все не так просто как кажется на первый
взгляд. Вроде на лыжах я уже больше 17 лет катаюсь, и под парусом хожу
примерно столько же. Ведь все легко должно быть. Но вот когда тебя,
восьмидесятикилограммового кабанчика, причем играючи, какая-то тряпка
выдергивает на метр вверх, понимаешь - это не шутки.
И именно в этот момент нужно, чтобы рядом был человек, который знает,
как правильно расставить акценты в обучении. Объяснил тебе, чего не
надо бояться, а что делать категорически не рекомендуется. Ведь то
действие, которое кажется на первый взгляд интуитивно правильным,
впоследствии может привести к ушибам и травмам.

- Кайт в зенит. Ровная горизонтальная восьмерка. Посади на краю
ветрового окна. Вертикальная восьмерка. С другой стороны. Сесть-встать
с каждой стороны на вертикальной восьмерке. Посадить кайт в центре
сохраняя форму. Переверни передней кромкой на лед. Переверни обратно.
Кайт в зенит... Конечно, не летит, планку-то отпусти...

Фух, второй день обучения позади. Дуло примерно так же, 4 - 6 метра,
довольно стабильно.
Ну что, завтра поеду?!!

...

Теперь уже семь квадратных метров парафойла тянут меня галфвиндом.
Канты лыж на такой скорости высекают крошку из поверхности ледяного
панциря. Местами задувает до 8ми метров в с. Кайтом управляю одной рукой,
изредка помогаю второй, если нужно закладывать змеем особенно резкие
восьмерки. ДА! Вот оно чувство полета. Именно этого я и ожидал от
кайтинга. Виктор где-то позади. Конечно, он наблюдает за правильностью
лавировки и поворотов, но хочется верить, что я просто его обогнал.
Ощущение свободы. Лишь бы дул ветер.
Навыки горнолыжника сегодня дали о себе знать, уже через пять минут
после старта правильно давлю на носок и без проблем набираю скорость
на льду. Кантов не ловлю, с перемещением центра тяжести при порывах
тоже полный порядок. Даже бакштагом уже немного получается, а уж тем
более зарезаться против ветра.

Уже конец третьего занятия, солнце уходит за горизонт. Теперь я могу в
одиночку разложить и собрать кайт. Знаю, что делать при запутывании
строп (правда не всегда и сразу делаю это правильно). Знаю, как
аккуратно приземлить кайт и как правильно держать его в зените, когда
хочется отдохнуть. Я даже знаю, что моим первым кайтом будет 12-ти
метровый индюк. И то, что в следующем году будут вылазки на Сенеж с
ребятами с форума kiting.ru, и я не буду полным чайником на этих
покатушках.

А самое главное, я понял что кайтинг - это мое. И спасибо за это
грамотному учителю, который так терпеливо и, поймите правильно,
"занудно", объяснил, как правильно управляться с этим хищником,
покорителем стихии, голодным до ветра зверем под названием КАЙТ!

Дмитрий Романов,
26 декабря 2012