Режим работы
пн - пт с 9:00 до 23:00
сб - вс с 9:30 до 22:00
веб-камера 1    запись
веб-камера 2    онлайн
             
 
2018.01.10. Обучение кайтингу в разных школах. Виктор Гладышев

2018.01.10. Обучение кайтингу в разных школах. Виктор Гладышев

   На одном из занятий по пилотированию кайта с Строгино, ученик рассказал мне, что когда он искал школу кайтинга, один из инструкторов сказал ему по телефону, что у него через 1.5 часа люди уже ездят. И ученик на занятии вспомнил это, и не мог понять, как это возможно, потому что он уже 2 часа пилотирует, и идея надеть лыжи и пытаться ехать в голову ему не приходит. 

   Этот случай подтолкнул меня написать небольшую статью о том как учат кайтсерфингу и сноукайтингу в разных школах. Каждый год летом я езжу с учениками на Бугазскую косу под Анапу, это лучшее место для освоения кайтсёрфинга. И каждый год я наблюдаю как ученики местных кайт-школ часами ходят по пояс в воде с большими надувастиками* над головой, безуспешно пытаясь поехать. При этом невооружённым взглядом видно, что у учеников совсем нет навыков пилотирования. Зачем же давать им большой кайт и выводить на воду, каждый раз думаю я? 

   Однажды у меня состоялся разговор с инструктором, который очередной раз вернул кайт и доску ученика к берегу, и пока ученик брёл по пояс в воде к месту старта, я задал так волновавший меня вопрос: «Он же совершенно не умеет пилотировать, вы не хотите с ним на берегу позаниматься?». Ответ был такой: «Мы на берегу час с пилотажкой* занимаемся, больше не нужно, потом идём на воду».

    Поразмыслив, я понял почему применяется именно такой неэффективный способ обучения. Люди приезжают на юг на неделю, максимум дней на 12, и хорошо, если подходящий ветер будет половину дней. Пусть это 5 дней с подходящим для занятий ветром. Научить обычного человека (не профессионального спортсмена) кайтсёрфингу за 5 дней практически нереально. Мало кто за один короткий выезд на море может с нуля освоить кайтсерфинг так, чтобы начать ездить. А раз научить человека кататься школа всё равно не может, то у обучения появляются совершенно другие задачи – прежде всего сам процесс обучения не должен разочаровывать, а должен давать ощущение, что осталось чуть-чуть. 
   А это и значит, что надо выгонять ученика на воду как можно раньше. Пусть у него будет ощущение что он вот-вот поедет. Тем более, что шанс сколько-то проехать у него есть. Ученик все время по пояс в воде, и ему кажется что вот-вот..., да и устает ученик в воде с большим буксировочным кайтом гораздо быстрее, т.к. часто роняет его, кайтлупит*, кайт тащит его под водой, он захлебывается, устает, делает перерывы. А т.к. оплатил он весь курс сразу, школе выгодно, чтобы он устал побыстрее. Т. о. все довольны: ученику кажется, что он почти кайтер, что он вот-вот поедет, плюс он физически устает от тренировок, т. е. у него создается ощущение, что он занимается настоящим спортом. А школа получает удовлетворенного ученика, который к тому же, не может тренироваться больше 2-х часов подряд, а часто и больше 2-х часов в день, и с большой вероятностью приедет продолжать обучение в следующий сезон. Кроме того, если ученик случайно проедет метров 50 (что иногда случается), то можно ему сообщить, что курс окончен (зависит от того, какие условия обучения оговариваются в конкретной школе). В Школу ветра приходил ученик, который так «обучился» в кайт-школе в Евпатории. Он неплохой горнолыжник, довольно спортивный, координированный человек, и он там смог проехать 100 метров уже на 3-ем занятии, после чего ему сказали: «До свидания, курс окончен». И вот он пришел в Школу ветра, чтобы научиться кайтингу.

   Есть способ заставить человека поехать зимой уже на втором занятии, если человек неплохо владеет лыжами или снобордом. Кстати, в большинстве школ сноукайтинга умение кататься на этих снарядах является обязательным для обучения (в Школе ветра нет требований об обязательном владении горными лыжами, или сноубордом, у нас поедут ученики, которые даже снега никогда не видели).
   Так вот об этом способе. Сначала небольшой курс пилотирования (от часа до двух-трех) обычно с пилотажкой, а потом нужно только научить человека поднимать, сажать, и удерживать в зените большой буксировочный кайт. Для этого достаточно получаса-часа упражнений с таким кайтом. Итак имеем час-два пилотирования маленького кайта, плюс полчаса-час упражнений с большим. Далее выбирается погода с достаточно сильным и ровным ветром. Для Строгино это ветер от 6 м/с южных направлений (если ветер ровный, то нет необходимости использовать дипауэр – настроил кайт под текущие условия, и все). Ученик поднимает кайт, а инструктор цепляется за его трапецию на трехметровый лиш. Далее инструктору остается только управлять кайтом посредством команд «правая», «левая», «ровно». И ученик поедет, и не только поедет сам, но и будет буксировать за собой инструктора, который не только диктует как перекашивать планку, но и, при необходимости, активно кантуется, не давая кайту стащить ученика под ветер.      
   Управление кайтом – это сочетание прямолинейного движения кайта с его вращениями по и против часовой стрелки. Т.к. через полтора часа пилотирования, ученик сам не в состоянии понять, по какой траектории нужно вести кайт, и как это делать с помощью планки, он это делает по командам инструктора. И ученик действительно едет, пока ему диктуют, что надо делать (иногда используют рации, по которой кайтовому ученику диктуют, какой конец планки нужно тянуть).
    Ученик доволен, у него ощущение, что он едет (да еще и инструктора за собой везет), и уже на втором занятии, что значит, что и он сам очень способный, и он нашел очень правильного инструктора. Правда, когда рядом нет инструктора, ехать не удается даже в хороших ветровых условиях, и даже не удается долго удерживать кайт в воздухе, а когда кайт падает, он не может самостоятельно его поднять, но это не важно, он поехал, т.е. он уже кайтер, а что еще нужно студенту, кроме ощущения своей крутости! 
   
   Когда-то я так летал на маломоторном самолете: у меня штурвал, и у инструктора рядом штурвал, он командует, я рулю, он контролирует каждое действие в полете, ну и ни взлететь, ни сесть, ни заложить правильный вираж самостоятельно я не мог, разумеется. Правда, я тогда не убеждал себя в том, что могу управлять самолетом. 
   
   В ШВ мы учим по-другому. Об этом довольно подробно написано на странице Обучение кайтингу. Вкратце это выглядит так. 30-40 минут теории и основ безопасности. После этого начинается пилотирование буксировочных кайтов разных размеров (под ветровые условия) с выполнением различных упражнений с кайтом (16 базовых упражнений). Пилотирование кайта происходит на ногах до появления достаточной точности управляющих воздействий, понимания того, что происходит с кайтом, и что нужно делать, чтобы начать и продолжить движение. Лыжи (сноуборд) можно надевать тогда, когда ученик обрел уверенность в выполнении упражнений настолько, что уже может переключить часть своего внимания с кайта, на свое тело. Кроме того, ученик должен уверенно переворачивать и стартовать кайт, лежащий на передней кромке, должен уметь пилотировать вслепую (не глядя на кайт), и уметь посадить кайт из любого положения, в том числе, когда кайт тащит его по льду на животе или спине. Я уже не говорю о базовых навыках парковки кайта в любой ветер.
   Иногда требуется два занятия по 2 часа, иногда 4. Плюс одно-два самостоятельных занятия на условиях аренды кайта и трапеции. Часто бывает, что когда инструктор говорит: «На следующем занятии встаем на лыжи», ученик отвечает: «Давайте еще попилотируем».   Эта отработанная за более чем 10 лет методика отлично зарекомендовала себя с учениками любого возраста и способностей. 
   Однако, мы в Школе ветра понимаем, что не всех устраивает такая методика. Кто-то хочет сразу испытать кайт в движении, и его не волнует ни эффективность, ни свое здоровье (травмы бывают не с кем-то другим). Нет проблем, это называется у нас «бразильский метод обучения». После часа пилотирования надеваем полную амуницию (ученику в этом случае, в дополнение к каске нужна полная защита: моточерепаха, шорты, налокотники, наколенники). Надеваем снаряд для перемещения, и с этого момента двойной тариф прайс-листа (оч большая амортизация кайтов) – и вперед на танки. Кому-то этого бывает достаточно, чтобы закончить свое погружение в мир кайтинга, а кто-то понимает, что можно вернуться на шаг назад, и научиться управлять буксировочным кайтом так, чтобы уже получать кайф от этого потрясающего вида спорта. Приходите в Школу ветра и осваивайте сноукайтинг любым способом, который вам нравится!

*Надувастик (он же баллонник) - вид каркасного кайта, в котором роль каркаса выполняют надувные баллоны. Эффективен при обучении на воде, т.к. не боится купаний, и может легко стартовать с воды, сколько бы он там ни находился. Эффективен в очень сильные ветра, т.к. обладает стабильностью из-за наличия каркаса.
*Пилотажка - небольшой (0.5 - 3.5 м2) кайт для обучения управлению кайтом, освоению ветрового окна. Может быть двух, трех и четырехстропным. Главное отличие пилотажного кайта от буксировочного не в размере (буксировочные кайты выпускают от 2 м2), а в том, что он не развивает большой тяги.
*Кайтлупит - делает кайтлупы, в данном контексте, это непроизвольное вращение кайта на 360 градусов, с пролетом его через пауэр-зону, и с неконтролируемым нарастанием тяги.
11.01.2018

Возврат к списку